"Давно приглядывался к Х12МФ. Через знакомых с оказией заполучил вот этот нож из Х12МФ - легендарной стали, которая из под прокатного стана уже обладает булатным узорами, как в своё время продемонстрировал Илья Куликов, заказав нож у приличного термиста. Кроме того, я был весьма поражён результатами тестирования ножа Боба Дозьера из D2, которая по составу аналогична Х12ВМ. Я даже начал подозревать, что сама по себе D2 или Х12ВМ и есть собственно тот самый булат, или по крайней мере из неё что-то типа булата и получается у Боба Дозьера. В общем, интересная сталь и мне давно хотелось её заполучить - всё же одна из лучших российских ножевых.

К вопросу о Х12МФ и секретах ее термообработки (взято с knife.ru с согласия автора некоторые части удалены):
"Говорю с полной уверенностью, потому что работаю уже почти тридцать лет на выплавке сталей и сплавов. Первая плавка Х12МФ произошла в 1964 году и уже тогда на микрошлифах получали узоры (имеются в виду "волновые" узоры). Засунуть полосу сплава в 30% соляную кислоту - много ума не надо. Могу даже посоветовать с травлением в более крупный рельефный узор. Это 15% соляная кислота с предварительным нагревом до 40-50 градусов и выдержкой в 10-15 минут. Узорный рельеф будет виден за километр, без всякого фотошопа.У истоков получения Х12МФ стоял мой отец, получивший за это большущую по тем временам премию и почти мировой почёт. И был одним из соавторов метода "беспрерывной, горизонтальной разливки стали". Это после вертикальной появилась. При гостовской ТО, Х12МФ просто обязана стекло резать и быть узорчатой на шлифе с травлением.Илья Куликов на Ярославском заводе заказал отковать пять лезвий тамошним кузнецам из серийной высокоуглеродистой стали со склада, а слесарям отслесарить и провести термообработку строго по справочнику (по гостовской). После чего их отполировал и протравил, получив, как и говорил ранее Андрей Михайлович, булатный узор с коленцами и пр.:
Андрей Михайлович, начальник лаборатории по сплавам и технологиям из Челябинска"

Назвали сталь ЯМЗС. Да и стекло она царапает без проблем.

Спуски от обуха, острие немного приподнято. РК по достаточно крутой дуге поднимается к острию - в результате форма клинка почти прямоугольная (собственно, как и положено узбекскому ножу "пчаку").
Лезвие очень хорошо заполировано, можно в него смотреться как в зеркало. У обуха рядом с рукоятью выбито клеймо - стилизованная "Ф" древнерусского алфавита и марка стали Х12МФ. Рикассо, чоил (радиус) и тупье практически отсутствуют. По размерам клинок похож на финскую Леуку, однако лезвие это имеет совершенно иной строй.
Длина | 6 3/4" | 172 мм |
Ширина | 1 1/2" | 38мм |
Толщина | 1/8" | 3.75мм |
Вес | 6.41 унции | 182 грамма |
Строй этого клинка подразумевает великолепный рез - распластывание. При достаточно узком обухе, большой ширине и спусках на всю ширину - угол спусков весьма тонкий, они почти параллельны. Более того - у ножа очень тонкая РК. Такую РК из известных мне фирм делает только Микротек - теперь к ножам Микротека можно добавить еще и ножи Федотова. Это свойство не бросается в глаза, но я ценю его весьма высоко, поскольку и режет нож лучше и точить его проще и приятнее.
Предплечье нож брил легко и я померял заводскую заточку на нитке. Получилось весьма неплохо - 3 унции.
15 ++
20 +++
25 +++++
30 X++++
35 ++++
40 +
45
50 +
Очень острый нож!
Это почти так же остро как я сам точу. Это конечно великолепный результат для заводской заточки. РК выглядит совсем не так как у американских ножей с заводской заточкой - например у того же Куррахи видны даже глазом грубая заточка и самая кромка заполирована, у ножа от Федотова РК заполирована, и только под микроскопом видны мелкие риски. Минимальный тест на рез - пластание яблока. Нож Федотова легко отрезает бумажной толщины ломтики. Я думаю что мне имеет смысл протестировать его с заводской заточкой - посмотреть будет ли разница между 45 градусами на РК и моими обычными 30 градусами.

По узбекской традиции тонкая, с гардой примыкающей к лезвию - где то в половину ширины лезвия и изогнутой крюком пятой. Однако по русской традиции рукоять всадная полностью деревянная, солнечного деревенского цвета - береза или липа с медом (типа мед в деревянной посуде). То есть желтые гарда и пята и белая рукоять.
Такая светлая цветовая гамма шевелит во мне какие то деревенские древлянские гены - чувствую что родное мне это все... Вообще сравнивая этот узбекский нож из под Нижнего Новгорода с Чустовским Пичаком можно сразу распознать что такое русский стиль: весьма надежная гарда, не думаю что возможно соскальзывание руки на лезвие.
Кроме того, она достаточно широка, что бы рука чувствовала себя комфортно - то есть не впивается в палец, в отличие от аутентичной гарды настоящего пчака. Справа и слева рукоять к клинку сужается, при необходимости на тонких работах пальцы может без препятствий предвинуться на плоскости клинка - для разделочно-шкуросъемного ножа это весьма полезное качество.
Имеется выразительно изогнутая крюком пята, которая уверенно цепляется за мизинец, когда нож пытается "нырнуть" из руки - все же нож имеет солидные размеры, хотя центр тяжести расположен почти на рукояти - где то в районе клейма.
Он оказался больше чем я судил по картинке. Это вот он рядом с Баком 110. Нож на самом деле весьма солидных размеров, но при этом из-за изящности не смотрится каким то массивным.

Вот он рядом со знаменитым КаБаром - ножом морской пехоты. По размерам он КаБару никак не уступает, но при этом выглядит совсем мирно, этакий работяга крестьянин рядом с грозным воином.

Нож снабжен ножнами из толстой кожи - простыми и изящными, подстать простому и изящному ножу. Никаких застежек, ничего украшений. Нож входит в них на две трети рукояти и сидит в них более-менее надежно, не выпадает в перевернутом состоянии (но вытряхивается, если стльно постараться).
На ухе ножен для жесткого крепления имеется ещё дополнительная петля на металическом кольце для свободного крепления. Проблема ножен в том, что ухо крепится к ножнам двумя заклепками с внутренней стороны. Эти заклепки не прикрыты ничем, и таким образом их металл будет касаться металла клинка - такого лучше избегать, т.к. возможна коррозия при длительном хранении.
Кроме того устье ножен прострочено и уже естественно все эти нитки перерезаны с внутренней стороны, хватило пары раз вставить нож в ножны. Это не столько фатально, сколько забавно - зачем вообще там прострачивать? Никто больше так с ножнами не делает.

В общем, пока от ножа только приятные эмоции. Всегда рад руссим ножам в моей коллекции. На BladeForums то же вроде более менее благосклонные комментарии. Подожду как заживет рука и потестирую - посмотрим какова она, эта Х12МФ павловской закалки."