Киллеры классики: Бетховен, граммофон, деньги, скрипка и фортепьяно

кликните по картинке для увеличения
Как известно, раньше и трава была зеленее, и водка лучше и музыка была жива, и вообще сегодня "ничего не свято! Нет, ребята, все не так, все не так, ребята!" "Нью–Йоркер" на похоронную статью в журнале Slate "Классическая музыка в Америке мертва" вместо конструктивного обстоятельного анализа предложил саркастический экскурс в прошлое: несчастную классическую музыку хоронят уже лет 700 (не так долго, впрочем, как хоронят человечество в целом и нравы в частности, надо заметить). И за все это время в ее предполагаемой гибели кто только не был виноват.

Главные виновники преждевременной смерти "классики":

Популярная музыка:
"Надо поспешить запретить эти методы, или по крайней мере удалить эту музыку из дома Божия..." — Папа Иоанн XXII, 1324 год.

Клаудио Монтеверди:
"У таких композиторов, я считаю, туман в голове, если они осмеливаются думать, что смогут подточить, отменить и уничтожить все добрые, старые правила, передаваемые из поколения в поколение многими теоретиками и отличными музыкантами...". — Дж.М. Артузи, 1600 год.

Генерал–бас:
"Потому что благодаря ему слишком легко играть, и многие органисты, пользуясь этим, в настоящее время так успешно концертируют!" — А.Банчьери, 1609 год.

Деньги (куда же без них! — из–за них классическая музыка умирала аж семь раз):
"Очевидно, что прибыль, будучи основой финансовых вложений, ставит под угрозу это благородное развлечение!" — Христофоро Иванович, 1683 год.

Скрипка:
"Из–за своего маленького размера ей присуща экстраординарная сила, тем самым она губит звук других инструментов и заживо хоронит их в могиле, погребая их сладкое звучание под горой своих пронзительных и пикантных композиций!" — Аббат Юбер де Бланк, "В защиту виолы да гамбы против дизайна скрипки и претензий виолончели", 1740 год.

Бетховен:
"Эффект, который сочинения Бетховена оказывают на искусство должно назвать вредным! Музыка более не предназначена для успокоения слушателя, для приведения его в восторг, она уносит наши чувства в Небеса, она всего лишь — удивляет..." — из письма в редакцию лондонского музыкального журнала, 1827 год.

Фортепьяно:
"Фортепьяно убивает все наши мысли и чувства, и мы становимся глупцами, имбецилами!" — Генрих Гейне, 1843 год.

Импрессионизм и Дебюсси:
"Музыка месье Дебюсси приведет к истощению и уничтожению нашей сущности. Она содержит в себе не микробы жизни и прогресса, а зачатки декаданса и смерти", — К.Белаж, 1902 год.

Граммофон:
"Если механическая музыка будет преобладать, всемирно известные симфонические оркестры вымрут. Профессиональные музыканты отвечают за искусство музицирования. Если их услуги более не нужны, не будет стимула для культивирования их таланта. Музыкальный гений останется в прошлом". Й.Вебер, "Консервированная музыка — отнимает ли она у нашей жизни романтизм?" — 1930 год.

Классическую музыку хоронят и по сей день. В последние лет сто чаще, чем когда–либо: "ю–туб", компакт–диски и, наконец, аудитория, видите ли, постарела.