Заточка
«на зерно» и «от зерна» применяются в зависимости и от разрезаемого
материала, и материала самого ножа, и от разных факторов применения РК. Ответ на это может занять не одну страницу в журнале.
Я не хотел с этим выходить на посты слишком много придется объяснять.
хочу
Вам сказать, что при заточки «от зерна» получаются остаточные
напряжения растяжения на фаске и противный длинный заусенец, который при
отломке портит РК, а при заточки «на зерно» происходит упрочнение фаски
и мы имеем более приемлемый заусенец. Эти факторы влияют на работу РК и
по этому нужно подбирать метод применительно к производимой, лезвием
работе и разрезаемому материалу.
...
представьте себе дорогу
усыпанную крупной щебенкой – это абразив, и лист картона или бумаги ,
которым Вы имитируете лезвие. Представьте себе, как поведет себя бумага
при движении на гравий и при скольжении по оному с нажимом. Подумайте,
как будет рваться край бумаги в том и другом случае. Можете попробовать
водить краем фольги по очень крупной шкурке и на зерно и от зерна и на
основании этого сделать для себя выводы. Края фольги и бумаги – модель
РК. Меня учили на деревянных клиньях покрытых слоем пластилина, а роль
абразива играли расчески для волос с разной частотой зубьев, которыми
скребли пластилин и перпендикулярно ребру, и под разными углами, и на
ребро и от ребра (на зерно и от зерна). В микромире сталь напоминает
пластилин и получается очень наглядно.
Как Вы поняли мы подошли к
понятию деформаций РК во время заточки, и здесь, как Вы понимаете, имеет
значение и угол клина (заострения), структура материала клинка в районе
РК его твердость, прочность, однородность и вязкость. На основании выше
сказанного можно уже делать выводы как поведет себя метал при том или
ином методе заточки на РК. Из моего опыта – каждый клинок индивидуален,
но среди их есть и личности, и посредственности но и их можно заставить
работать. Я, думаю, дал Вам информацию к размышлению.
Глубоко
уважаемый мной профессор Миловидов в фильме проводил заточку булатного
клинка, Булат в районе РК представляет слоеный торт типа Наполеон, где
коржи – мартенсит, а крем в основном мягкий феррит, то есть слои фольги в
сливочном масле. Мы уже знаем, что, при заточке крупным абразивом и
движении «на зерно» у нас получится завернутый вверх заусенец на РК, а
при движении от зерна получается плоский заусенец, который потом
выводится при доводке. Профессор Миловидов не желает получить завернутый
и закрепленный в феррите мартенситный завиток вместо режущей кромки,
поэтому и затачивает таким движением, которое гарантирует ему заострение
всех выходящих на РК мартенситных (твердых) пластинок движением «от
зерна». Предваряя базар по этой теме скажу – это я наблюдал на шлифах.
Все это гораздо сложней и интересней, но, к сожалению, я не могу уделить
сейчас много время на эту очень занятную тему.
С большим к Вам уважением, Дмитрич.