Хронометр Джона Харрисона являлся в свое время вершиной технологического прогресса и ценился настолько высоко, что за одно такое устройство платили примерно треть стоимости корабля. Лишь к началу XIX столетия цена подобного оборудования упала примерно до годового оклада квалифицированного рабочего.

В нем практически были решены задачи, ставшие впоследствии предметом научных и конструкторских разработок: изохронизация и стабилизация колебания системы баланс–спираль, уменьшение трения в кинематической схеме механизма часов, температурная компенсация колебательного устройства.
Для решения этих проблем были применены биметаллические пластины, представляющие из себя пластинку из двух металлов с разным коэффициентом расширения, изгибающуюся при нагреве или охлаждении, и был изобретен специальный спусковой механизм с алмазным основанием, обеспечивающий медленное движение главной шестерни часов.

В 1761 году для очередного испытания часов Харрисона из английского Портсмута отправился на Ямайку корабль «Дептфорд». Через 161 день плавания корабль вернулся обратно в порт. Ошибка часов не превышала нескольких секунд, что позволяло определять долготу с точностью до 1°. Задача была решена.

Джон Харрисон получил медаль Копли и премию в 10.000 фунтов стерлингов, предусмотренную биллем, утвержденным английской Палатой общин и Палатой лордов в 1714 году. К слову сказать, награда была не самой высокой — за метод более точного определения долготы предлагалось еще 15 и 20 тысяч фунтов стерлингов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий