Наследство Хлотаря

В конце ноября 561 года король франков Хлотарь, последний из сыновей великого Хлодвига, простудился на охоте и скоропостижно скончался. К моменту своей смерти он был единственным правителем королевства франков, Regnum Francorum, которое по обычаю должно было быть разделено между четырьмя его сыновьями — Харибертом, Гунтрамном, Сигибертом и Хильпериком.

Этот последний был незаурядной личностью даже по меркам других Меровингов. Достаточно сказать, что будучи франкским королем, Хильперик писал стихи, подражая по манере Целию Седулию (правда, говорят, довольно скверные), и даже пытался реформировать алфавит. Григорий Турский Хильперика очень не любил, называя его «Нероном и Иродом нашего времени», а его друг поэт Венанций Фортунат, напротив, отзывался о нем вполне благосклонно: «Что сказать? Ты ученей умом и речистее словом, нежели все, над кем держишь ты царскую власть».

После внезапной смерти отца Хильперик решил не ждать милостей от судьбы, сразу после похорон он появился на вилле Берни, где хранилась королевская сокровищница, и там уговорами ли, обманом или посулами, захватил ее. Затем подарками он склонил на свою сторону знатных франков и при их поддержке вступил в Париж. Хильперик выбрал этот город своей резиденцией не случайно: Париж был центром одной из самых богатых и престижных областей Галлии между Сеной и Луарой, здесь были похоронены Хлодвиг и его сын Хильдеберт. Как видно, Хильперик не очень–то верил в справедливый раздел отцовского наследства и решил силой и хитростью взять себе самую лучшую долю. Наверное, он думал, что его братья лишенные поддержки части знати смирятся с его выходкой, а, возможно, надеялся, что они не сумеют договориться между собою. Увы, его расчет не оправдался. Григорий Турский описывает, что случилось дальше: «...его братья объединились, прогнали его оттуда и затем вчетвером, то есть Хариберт, Гунтрамн, Хильперик и Сигиберт, произвели между собой законный раздел королевства».

Слова о законном разделе не должны вводить нас в заблуждение, братья не лишили Хильперика наследства, но и его авантюру ему с рук не спустили. При разделе Хильперику досталось королевство Хлотаря (отмеченное на карте желтым цветом). Громкое название скрывало маленький, бедный огрызок со столицей в Суассоне, зажатый между королевствами Хариберта и Сигиберта. Кроме того, у Хильперика не было иной возможности расширить свои владения иначе как за счет братьев, в отличие от королевств Сигиберта или Гунтрамна, чьи границы были открыты на западе, или от Хариберта, и так получившего самый богатый кусок наследства (как раз тот, на который зарился сам Хильперик).

Если братья думали, что подпилили Хильперику зубы, то они ошиблись: страсть к учености, достойная римлянина, не смогла охладить франкскую кровь внука Хлодвига. Вскоре после этого в западные владения Сигиберта вторглись авары, кочевые племена, которых Григорий называет гуннами (так сильна была память о вторжении Атиллы веком ранее в памяти римского населения). Пользуясь тем, что его брат увел свое войско, Хильперик немедля захватил столицу Сигиберта, Реймс, и другие города своего брата. Что им двигало, трезвый расчет, обида или зависть, понять трудно, известно только, что Хильперика вновь постигла неудача. Поход Сигиберта оказался легким и прибыльным. Вернувшись с добычей и обнаружив, что его города контролируются Хильпериком, Сигиберт взял Суассон, пленил сына Хильперика Теодоберта, разгромил брата и вернул себе захваченные города. Дальнейших санкций не последовало, Хильперик сохранил свое королевство в неприкосновенности (Теодоберт вернулся к отцу через год). Может быть, Сигиберт не расценил попытку узурпации своего брата всерьез, или он пытался поднять свой престиж, проявив милосердие к поверженному противнику (слава для франков играла не меньшую роль, чем деньги). Так или иначе, Хильперику пришлось временно отступить от своих притязаний на лучшую долю, и во франкском королевстве наступило шаткое равновесие.