Брачные игры Меровингов

Со времен Хлодвига франки были христианами–католиками, однако франкские короли не спешили связывать себя церковными ограничениями, особенно в брачных делах. Их матримониальные отношения иногда называют «серийной моногамией», то есть жен у королей было много, но не одновременно. Это, разумеется, не касалось наложниц и случайных связей. Возьмем к примеру, старшего сына Хлотаря Хариберта. Сперва он женился на Ингоберге, которая родила ему двух дочерей. Затем ему понравилась Мерофледа, дочь шерстобита. Ингоберга взревновала, устроила скандал и была изгнана. После Хариберт увлекся дочерью пастуха Теодогильдой. Она родила ему сына, но тот умер сразу после рождения. Кстати, возможно именно желание иметь наследника, а не банальное распутство было причиной подобного поведения уже немолодого Хариберта.

По этой или по какой другой причине он берет себе новую жену — монахиню Марковейфу, сестру Мерофледы. Этот поступок чрезвычайно возмутил епископов его королевства. Дело, конечно, было не в том, что Марковейфа была монахиней (короли позволяли себе еще и не такое). Важнее было, что она являлась сестрой бывшей жены Хариберта, а по каноническому праву это было жуткое кровосмешение. Как назло, в королевстве началась эпидемия, в которой, разумеется, обвинили короля и его неразборчивость в связях. В ноябре 567 года в Туре был созван собор, на котором епископы запретили монахиням выходить замуж, а мужчинам — жениться на свояченице. По итогам собора парижский епископ Герман отлучил Хариберта и Марковейфу от церкви.

Впрочем, не все франкские государи были подобны Хариберту. Его брат Сигиберт взял себе в жены настоящую принцессу — младшую дочь вестготского короля Атанагильда, Брунгильду, девушку образованную и умную. Готы были арианами, однако Брунгильда после свадьбы обратилась в католичество, наверное, она понимала, что королева–еретичка не сможет пользоваться ни полной властью, ни уважением подданных. О мотивах, побудивших Сигиберта к такому союзу, мы можем лишь догадываться. Без сомнения, важную роль играл фактор престижа и славы (то, что Брунгильда была дочерью короля–узурпатора, да еще и арианина, мало кого волновало). Однако, скорее всего, настоящей причиной королевского союза была политика. Владычеству Атанагильда в Испании всерьез угрожали византийские войска, обосновавшиеся на юге полуострова. Ни у одной стороны не было достаточно сил, чтобы победить другую, и в готском королевстве не первый год шла вялотекущая война. Возможно, расчет Атанагильда был в том, чтобы Сигиберт, став его союзником, вторгся в Италию или иным образом отвлек на себя силы византийцев, что позволило бы готам окончательно выдавить римлян с полуострова.

А что же Хильперик? К тому времени он был женат на Авдовере, которая принесла ему трех сыновей: Теодоберта (которого пленил Сигиберт), Меровея и Хлодвига. Среди служанок Авдоверы была некая Фредегонда, которая вскоре стала любовницей короля. Несмотря на незнантное происхождение, амбиций ей было не занимать. Первым делом, Фредегонда устранила от короля свою хозяйку, подговорив Авдоверу в отсутствие Хильперика самолично крестить свою новорожденную дочь. Таким образом, Авдовера как бы стала не только женой, но и кумой королю, что опять–таки было нарушением канонического церковного права. Хильперик охотно воспользовался этим предлогом и развелся с Авдоверой. Однако брать Фредегонду в законные жены он также не торопился.

По примеру Сигиберта и, возможно, завидуя ему, Хильперик уговорил короля Атанагильда отдать за него свою старшую дочь, Галсвинту, сестру Брунгильды, пообещав стать примерным мужем. Увы, несмотря на тягу к славе, его страсть к Фредегонде была слишком сильна. В королевской семье начались раздоры, Галсвинта даже хотела уехать обратно к отцу, оставив все приданое мужу. На ее беду пришли вести, что Атанагильд внезапно скончался, и одним утром Галсвинта была найдена задушенной в своей постели. Кто стоял за ее убийством, сам Хильперик или Фредегонда, доподлинно неизвестно, да и не важно. Хильперик после недолгого траура женился на Фредегонде, которая, наконец–то, стала настоящей королевой. Наверное, Хильперик догадывался, что Брунгильда, жена Сигиберта, не простит ему смерти сестры, однако он не мог и думать, что его опрометчивый поступок ввергнет хрупкое Франкское королевство в пучину междоусобных войн, которые продлятся следующие полвека.