«Легенда гласит, что однажды у чукчей родился ребенок. Да такой умный, что вся деревня поразилась! Посовещались всем народом, да порешили положить его в байдару и отправить по течению. Так появились японцы.» — как бы оппонирует дёртер.
«У японцев очень серьезные комплексы на тему недостаточной древности своей истории. Палеолитическое население островов — айны, а неолитическое — вытеснившие их корейцы, из которых при помощи переименования получились современные японцы. Это подтверждается массой находок, но японцы принципиально не могут признать такую версию.» — пишет другой.
Надо сказать, что различных теорий, трактовок, взглядов на формирование японской нации лишь немногим меньше, чем зарегистрированных пользователей на БД. Многие из них противоречат друг другу, и не так много выводов, в отношении которых они единодушны. Холивары, скажем, по поводу происхождение людей периодов Яёй ничем не уступают эпическим интернет–схваткам наших либерастов и поцреотов. Тем не менее, выбрав наиболее авторитетные из источников, ознакомившись с последними выводами археологии, сравнительной лингвистики и генетики, а также вооружившись здравым смыслом, можно попробовать восстановить более–менее связную картинку этнической истории Японских островов.
Начнем с того, что японские острова не всегда были островами. В конце ледникового периода эта земля была частью азиатского материка. Освоена человеком она была давно (минимум 30–40 тысяч лет назад). Виз и границ не было, люди свободно переходили туда, где было больше еды. В этом плане Японии в принципе повезло: зверей в горных лесах было много, рыб в окружающих водах – еще больше. Ее древними обитателями были племена, занимающиеся охотой, собирательством и рыболовством. Земледелия они не знали, из домашних животных у них были только собаки.

Рис. 1. Япония в конце ледникового периода
Внешне они мало походили на современных японцев, а больше напоминали австралийских аборигенов. У них была темная кожа, обильная растительность на теле, волнистые волосы. Когда–то эта раса была широко распространена в Азии и Австралии. Остатки ее генетического наследия (Гаплогруппа D) помимо Японии сохранились, в частности, среди тибетцев и жителей Андаманских островов. Порой их отождествляют с айнами, что не совсем правильно, ибо айны сформировались намного позже (примерно в то время, что и японцы), а среди потомков этих людей не только айны, но и собственно японцы. Назовем их протоайнами, тем более что по своим физическим и культурным характеристиками они все–таки были ближе к айнам. Протоайны были не единственными жителями этих земель. Бродили по ней люди разного происхождения, с древности закладывая пестрый генофонд последующих поколений островитян. Культурный уровень жителей древней Японии был относительно высок. Именно здесь найдены одни из самых древних образцов керамики на Земле.

Рис. 2. Протоайн
В конце плейстоцена климат на планете изменился. Потепление привело к таянию ледниковых щитов и повышению уровня моря. Примерно в 11 тысячелетии до н.э. Япония стала архипелагом. Аналогичные процессы на юге привели к тому, что материк Большая Австралия оказался разделен на Новую Гвинею и Австралию, а образовавшийся маленький континент был изолирован от Юго–Восточной Азии. Это привело к практически полному прекращению контактов местных жителей с соседями и культурному застою. С Японией этого не произошло. Поток поселенцев не остановился, им просто пришлось пользоваться морскими маршрутами.

Рис. 3. Повышение уровня океана в конце ледникового периода
Наиболее важным оказался юго–западный маршрут – оттуда на острова заселялись австронезийцы. Они принадлежали к южной ветви монголоидной расы, а родом были из юго–восточного Китая, откуда вынуждены были мигрировать под напором предков современных китайцев. Австронезийцы были отличными мореходами, кроме того они обладали навыками земледелия (просо) и животноводства (свиньи). Постепенно они освоили практически все острова Юго–Восточной Азии, вытесняя и ассимилируя живущие там народы (часть из которых были дальними родственниками протоайнов). Уже в исторические времена они заселили практически все мало–мальски крупные острова в Тихом океане и даже добрались до Мадагаскара. В Японии они освоили западную часть архипелага, но вытеснить протоайнов с восточной половины им не удалось.

Рис. 4. Победительницы конкурсов красоты – японка и современные потомки австронезийцев (филиппинка, индонезийка)
Кроме того, до островов добирались люди другого происхождения, в частности, из Сибири. В очень небольшом количестве у японцев и айнов обнаружены гаплогруппы, характерные для жителей Европы и даже Америки. На границах этнических контактов народы, населяющие острова, постепенно смешивались. Вместе они относятся к культуре Дзёмон.

Рис. 5. Человек периода Дзёмон
Примерно с 3 в. до н.э. (а то и раньше) на островах начала появляться новая, еще более развитая культура – Яёй. В ее формировании приняли участие несколько волн переселенцев с материка, прибывших на юго–западный остров Кюсю через юг Кореи. Основу их рациона составлял рис, они умели обрабатывать металлы, пользовались гончарным кругом и ткацким станком, строили деревянные укрепления. Как и австронезийцы они были монголоидами, но выше ростом, с более светлой кожей, плоским лицом и более характерным «монголоидным» разрезом глаз. Говорили они на языке, от которого произошли японский (а также окинавский), и который родственен корейскому и (в меньшей степени) тюркским, монгольским, тунгусо–манчжурским языкам.

Рис. 6. Человек периода Яёй
Иногда переселенцев называют корейцами, однако это не вполне корректно. Собственно единая корейская нация (у которой тоже сложная и не до конца ясная история формирования) сложилась позднее. Нет доказательств, что предки поселенцев с запада оформились в единую группу именно на территории Кореи. Кроме того, согласно данным сравнительной лингвистики, разошлись предки японского и корейского языка довольно давно — ориентировочно в 3 тыс. до н.э. Фактически они так же далеки друг от друга, как некоторые группы индоевропейской языковой семьи. По всей видимости, на территории Кореи раньше жили народы, пришедшие туда с северо–запада и говорившие на языках близких к древнеяпонскому. Часть из них переселилась на острова, часть осталась на материке. Впоследствии, когда полуостров объединило королевство Силла, именно на базе его языка (намного более дальнего родственника японского) и культуры шло формирование корейского народа. В любом случае генетически переселенцы были ближе всего к народам, населявшим в то время Корею и Северный Китай.

Рис. 7. Современные представители Китая, Японии и Кореи
Обладавшие более развитой материальной культурой люди Яёй постепенно начали укреплять свои позиции на архипелаге. Сначала они селились на ничейных землях, но постепенно пришлось столкнуться с местными жителями. Борьба с многочисленными соседями не была ни быстрой, ни простой. Главным козырем оказалось заливное рисоводство. Энергетическая ценность риса с единицы площади намного превосходила ценность любых других источников пищи (дичи, рыбы, желудей, просо, гречихи). Кроме того, рис, в отличие от добычи охотников долго хранится. Его запасы снижали риск голодных смертей в неблагополучные времена. Это означало больше людей вообще и воинов в частности.

Рис. 8. Уборка риса в поселении Яёй
Кроме того, люди Яёй использовали более совершенное металлическое (железное и бронзовое) оружие. В результате продвижения племен иммигрантов с материка земли аборигенов завоевывались, сами они либо оттеснялись, либо включались в состав победителей. В итоге культура Яёй с севера Кюсю распространилась на западную часть Хонсю, а также Сикоку. Язык пришельцев с материка, на который сильно повлияли местные австронезийские наречия, стал основной для формирования древнеяпонского языка.

Рис. 9. Воин Яёй
К периоду Яёй относятся первые упоминания о Японии в источниках других стран. Китайские хроники называют местных жителей «людьми Ва» и упоминают о царице одного из местных племен по имени Химико, которая в 3 в. н.э. присылала в Китай послов.

Рис. 10. Царица Химико с приближенными
В конце Яёй правители начали сооружать масштабные погребальные курганы, по имени которых называется следующий период (курганный или по–японски Кофун). В начале курганного периода (3–4 в. н.э.) на первый план среди людей Яёй выдвинулся племенное объединение Ямато. Предки этого племени в свое время пришли в центр Хонсю с запада, частично покорив местные племена, частично заключив с ними союз. Отголоски этого восточного похода сохранились в японских летописях, которые относят его к 660 г. до н.э. и считают, что вождем переселенцев был первый император Дзимму — праправнук богини Солнца Аматэрасу. День восшествия императора на престол до сих пор празднуется в стране как «День основания государства». На самом деле поход мог произойти только намного позже, факт же происхождения представителя хомо сапиенс от божества оставим на совести летописцев.

Рис. 11. Император Дзимму
В любом случае, этот племенной союз постепенно начал покорять архипелаг, побеждая и облагая данью другие племена — как своих родичей, так и потомков людей Дзёмон. Параллельно государство Ямато активно вмешивалось в политическую жизнь раздробленного на несколько царств Корейского полуострова. Островитяне совершали набеги, облагали корейцев данью и даже основали на юге полуострова свои владения. Все это, а также постоянные войны в Китае и Корее способствовали активному притоку в Японию корейских и китайских переселенцев. Обладая более развитой культурой, они оказались востребованы в японском государстве. Среди них было много ремесленников, земледельцев, грамотеев, но и среди аристократов влияние иммигрантов тоже какое–то время было довольно заметным.

Рис. 12. Воины–аристократы Ямато
Постепенно японцев выдавили с Корейского полуострова, и они взялись за соседей по архипелагу. На юго–западе Кюсю были побеждены племена Кумасо – потомки австронезийцев. Та же судьба ожидала северо–восточные племена Эмиси — предков айнов. Те, кто не были уничтожены или оттеснены, влились в состав государства Ямато, которое в 7 веке н.э. приняло заимствованное из китайского языка название Ниппон, что часто не совсем правильно переводится как «Страна восходящего солнца».

Рис. 13. Ямато и соседи
Инородцы уцелели на северо–восточной и юго–западной периферии архипелага, где в средневековье их них сложились народы айнов и окинавцев. В первых преобладал протоайнский компонент, во вторых – австронезийский. Предки окинавцев перешли на древнеяпонский, который примерно за полтора тысячелетия самостоятельного существования превратился в особый язык, мало понятный жителям других японских островов. В их культуре, несмотря на определенную самобытность, преобладали заимствованные из Китая и Японии элементы. В 17 веке Окинава была завоевана, а в 19–м включена в состав Японии.

Рис. 14. Окинавцы
А вот айны долгое время сохраняли и язык, и резко отличную от японцев культуру. Их история – это долгая борьба за место под солнцем, шансов победить в которой у них не было. Они остались охотниками и собирателями, а это значит, что на единицу площади у них могло прокормиться намного меньше людей, чем у рисоводов–японцев. Кроме того, сохранив традиционный уклад жизни, айны зафиксировали свою культурную отсталость от японцев, которые с удовольствием перенимали все передовое и эффективное у окружающих народов. Постепенно разница двух народов в развитии стала напоминать разницу между европейскими колонистами и североамериканскими индейцами. Несмотря на свою свирепость и воинственность, айны оказались вытеснены на Хоккайдо (кроме того, они освоили Сахалин и Курилы). На этом северном острове, где из–за сурового климата рисоводство неэффективно, и куда, соответственно, японцы поначалу не стремились, айны держались довольно долго. В конечном итоге, однако, южные соседи добрались и туда. Сейчас чистых айнов практически не осталось, но их генетическое наследие можно заметить у многих японцев, особенно на северо–востоке страны.

Рис. 14. Айны
Таким образом, пазл японской нации сложился из протоайнов, австронезийцев, протояпонских переселенцев с Корейского полуострова и более поздних корейских и китайских иммигрантов, с небольшими вкраплениями людей из других регионов (в первую очередь, из Сибири). Потомки людей Яёй были доминирующей группой в этом коктейле, поэтому именно их японцы традиционно считают своими предками.
Начнем с того, что японские острова не всегда были островами. В конце ледникового периода эта земля была частью азиатского материка. Освоена человеком она была давно (минимум 30–40 тысяч лет назад). Виз и границ не было, люди свободно переходили туда, где было больше еды. В этом плане Японии в принципе повезло: зверей в горных лесах было много, рыб в окружающих водах – еще больше. Ее древними обитателями были племена, занимающиеся охотой, собирательством и рыболовством. Земледелия они не знали, из домашних животных у них были только собаки.

Рис. 1. Япония в конце ледникового периода
Внешне они мало походили на современных японцев, а больше напоминали австралийских аборигенов. У них была темная кожа, обильная растительность на теле, волнистые волосы. Когда–то эта раса была широко распространена в Азии и Австралии. Остатки ее генетического наследия (Гаплогруппа D) помимо Японии сохранились, в частности, среди тибетцев и жителей Андаманских островов. Порой их отождествляют с айнами, что не совсем правильно, ибо айны сформировались намного позже (примерно в то время, что и японцы), а среди потомков этих людей не только айны, но и собственно японцы. Назовем их протоайнами, тем более что по своим физическим и культурным характеристиками они все–таки были ближе к айнам. Протоайны были не единственными жителями этих земель. Бродили по ней люди разного происхождения, с древности закладывая пестрый генофонд последующих поколений островитян. Культурный уровень жителей древней Японии был относительно высок. Именно здесь найдены одни из самых древних образцов керамики на Земле.

Рис. 2. Протоайн
В конце плейстоцена климат на планете изменился. Потепление привело к таянию ледниковых щитов и повышению уровня моря. Примерно в 11 тысячелетии до н.э. Япония стала архипелагом. Аналогичные процессы на юге привели к тому, что материк Большая Австралия оказался разделен на Новую Гвинею и Австралию, а образовавшийся маленький континент был изолирован от Юго–Восточной Азии. Это привело к практически полному прекращению контактов местных жителей с соседями и культурному застою. С Японией этого не произошло. Поток поселенцев не остановился, им просто пришлось пользоваться морскими маршрутами.

Рис. 3. Повышение уровня океана в конце ледникового периода
Наиболее важным оказался юго–западный маршрут – оттуда на острова заселялись австронезийцы. Они принадлежали к южной ветви монголоидной расы, а родом были из юго–восточного Китая, откуда вынуждены были мигрировать под напором предков современных китайцев. Австронезийцы были отличными мореходами, кроме того они обладали навыками земледелия (просо) и животноводства (свиньи). Постепенно они освоили практически все острова Юго–Восточной Азии, вытесняя и ассимилируя живущие там народы (часть из которых были дальними родственниками протоайнов). Уже в исторические времена они заселили практически все мало–мальски крупные острова в Тихом океане и даже добрались до Мадагаскара. В Японии они освоили западную часть архипелага, но вытеснить протоайнов с восточной половины им не удалось.

Рис. 4. Победительницы конкурсов красоты – японка и современные потомки австронезийцев (филиппинка, индонезийка)
Кроме того, до островов добирались люди другого происхождения, в частности, из Сибири. В очень небольшом количестве у японцев и айнов обнаружены гаплогруппы, характерные для жителей Европы и даже Америки. На границах этнических контактов народы, населяющие острова, постепенно смешивались. Вместе они относятся к культуре Дзёмон.

Рис. 5. Человек периода Дзёмон
Примерно с 3 в. до н.э. (а то и раньше) на островах начала появляться новая, еще более развитая культура – Яёй. В ее формировании приняли участие несколько волн переселенцев с материка, прибывших на юго–западный остров Кюсю через юг Кореи. Основу их рациона составлял рис, они умели обрабатывать металлы, пользовались гончарным кругом и ткацким станком, строили деревянные укрепления. Как и австронезийцы они были монголоидами, но выше ростом, с более светлой кожей, плоским лицом и более характерным «монголоидным» разрезом глаз. Говорили они на языке, от которого произошли японский (а также окинавский), и который родственен корейскому и (в меньшей степени) тюркским, монгольским, тунгусо–манчжурским языкам.

Рис. 6. Человек периода Яёй
Иногда переселенцев называют корейцами, однако это не вполне корректно. Собственно единая корейская нация (у которой тоже сложная и не до конца ясная история формирования) сложилась позднее. Нет доказательств, что предки поселенцев с запада оформились в единую группу именно на территории Кореи. Кроме того, согласно данным сравнительной лингвистики, разошлись предки японского и корейского языка довольно давно — ориентировочно в 3 тыс. до н.э. Фактически они так же далеки друг от друга, как некоторые группы индоевропейской языковой семьи. По всей видимости, на территории Кореи раньше жили народы, пришедшие туда с северо–запада и говорившие на языках близких к древнеяпонскому. Часть из них переселилась на острова, часть осталась на материке. Впоследствии, когда полуостров объединило королевство Силла, именно на базе его языка (намного более дальнего родственника японского) и культуры шло формирование корейского народа. В любом случае генетически переселенцы были ближе всего к народам, населявшим в то время Корею и Северный Китай.

Рис. 7. Современные представители Китая, Японии и Кореи
Обладавшие более развитой материальной культурой люди Яёй постепенно начали укреплять свои позиции на архипелаге. Сначала они селились на ничейных землях, но постепенно пришлось столкнуться с местными жителями. Борьба с многочисленными соседями не была ни быстрой, ни простой. Главным козырем оказалось заливное рисоводство. Энергетическая ценность риса с единицы площади намного превосходила ценность любых других источников пищи (дичи, рыбы, желудей, просо, гречихи). Кроме того, рис, в отличие от добычи охотников долго хранится. Его запасы снижали риск голодных смертей в неблагополучные времена. Это означало больше людей вообще и воинов в частности.

Рис. 8. Уборка риса в поселении Яёй
Кроме того, люди Яёй использовали более совершенное металлическое (железное и бронзовое) оружие. В результате продвижения племен иммигрантов с материка земли аборигенов завоевывались, сами они либо оттеснялись, либо включались в состав победителей. В итоге культура Яёй с севера Кюсю распространилась на западную часть Хонсю, а также Сикоку. Язык пришельцев с материка, на который сильно повлияли местные австронезийские наречия, стал основной для формирования древнеяпонского языка.

Рис. 9. Воин Яёй
К периоду Яёй относятся первые упоминания о Японии в источниках других стран. Китайские хроники называют местных жителей «людьми Ва» и упоминают о царице одного из местных племен по имени Химико, которая в 3 в. н.э. присылала в Китай послов.

Рис. 10. Царица Химико с приближенными
В конце Яёй правители начали сооружать масштабные погребальные курганы, по имени которых называется следующий период (курганный или по–японски Кофун). В начале курганного периода (3–4 в. н.э.) на первый план среди людей Яёй выдвинулся племенное объединение Ямато. Предки этого племени в свое время пришли в центр Хонсю с запада, частично покорив местные племена, частично заключив с ними союз. Отголоски этого восточного похода сохранились в японских летописях, которые относят его к 660 г. до н.э. и считают, что вождем переселенцев был первый император Дзимму — праправнук богини Солнца Аматэрасу. День восшествия императора на престол до сих пор празднуется в стране как «День основания государства». На самом деле поход мог произойти только намного позже, факт же происхождения представителя хомо сапиенс от божества оставим на совести летописцев.

Рис. 11. Император Дзимму
В любом случае, этот племенной союз постепенно начал покорять архипелаг, побеждая и облагая данью другие племена — как своих родичей, так и потомков людей Дзёмон. Параллельно государство Ямато активно вмешивалось в политическую жизнь раздробленного на несколько царств Корейского полуострова. Островитяне совершали набеги, облагали корейцев данью и даже основали на юге полуострова свои владения. Все это, а также постоянные войны в Китае и Корее способствовали активному притоку в Японию корейских и китайских переселенцев. Обладая более развитой культурой, они оказались востребованы в японском государстве. Среди них было много ремесленников, земледельцев, грамотеев, но и среди аристократов влияние иммигрантов тоже какое–то время было довольно заметным.

Рис. 12. Воины–аристократы Ямато
Постепенно японцев выдавили с Корейского полуострова, и они взялись за соседей по архипелагу. На юго–западе Кюсю были побеждены племена Кумасо – потомки австронезийцев. Та же судьба ожидала северо–восточные племена Эмиси — предков айнов. Те, кто не были уничтожены или оттеснены, влились в состав государства Ямато, которое в 7 веке н.э. приняло заимствованное из китайского языка название Ниппон, что часто не совсем правильно переводится как «Страна восходящего солнца».

Рис. 13. Ямато и соседи
Инородцы уцелели на северо–восточной и юго–западной периферии архипелага, где в средневековье их них сложились народы айнов и окинавцев. В первых преобладал протоайнский компонент, во вторых – австронезийский. Предки окинавцев перешли на древнеяпонский, который примерно за полтора тысячелетия самостоятельного существования превратился в особый язык, мало понятный жителям других японских островов. В их культуре, несмотря на определенную самобытность, преобладали заимствованные из Китая и Японии элементы. В 17 веке Окинава была завоевана, а в 19–м включена в состав Японии.

Рис. 14. Окинавцы
А вот айны долгое время сохраняли и язык, и резко отличную от японцев культуру. Их история – это долгая борьба за место под солнцем, шансов победить в которой у них не было. Они остались охотниками и собирателями, а это значит, что на единицу площади у них могло прокормиться намного меньше людей, чем у рисоводов–японцев. Кроме того, сохранив традиционный уклад жизни, айны зафиксировали свою культурную отсталость от японцев, которые с удовольствием перенимали все передовое и эффективное у окружающих народов. Постепенно разница двух народов в развитии стала напоминать разницу между европейскими колонистами и североамериканскими индейцами. Несмотря на свою свирепость и воинственность, айны оказались вытеснены на Хоккайдо (кроме того, они освоили Сахалин и Курилы). На этом северном острове, где из–за сурового климата рисоводство неэффективно, и куда, соответственно, японцы поначалу не стремились, айны держались довольно долго. В конечном итоге, однако, южные соседи добрались и туда. Сейчас чистых айнов практически не осталось, но их генетическое наследие можно заметить у многих японцев, особенно на северо–востоке страны.

Рис. 14. Айны
Таким образом, пазл японской нации сложился из протоайнов, австронезийцев, протояпонских переселенцев с Корейского полуострова и более поздних корейских и китайских иммигрантов, с небольшими вкраплениями людей из других регионов (в первую очередь, из Сибири). Потомки людей Яёй были доминирующей группой в этом коктейле, поэтому именно их японцы традиционно считают своими предками.
Комментариев нет:
Отправить комментарий